ЗДАНИЕ БУРСЫ КОМПЛЕКСА СООРУЖЕНИЙ СОФИИ КИЕВСКОЙ – В АВАРИЙНОМ СОСТОЯНИИ

“Приступили до реставрації останньої ділянки Мурів Софії, пам’ятки архітектури ХVІІІ ст. Остання ділянка (Ділянка №4 ) розташована від Брами Заборовського до Будинку Каракіса.
Попередні ділянки № 1,2,3, були реставровані в 2015-16 рр.”, – написал несколько дней назад на своей странице в Фейсбуке заместитель гендиректора заповедника София Киевская Вадим Кириленко.  

рес1

Следует отметить, что работа по реставрации стены кропотливая и выполнялась на протяжении последних двух лет. В целом же  все сооружения комплекса требуют постоянного внимания дирекции – все сооружения старые и очень ценные. И часто возникает необходимость во вмешательстве центральных или местных органов власти – своих денег заповеднику не хватает.

В этом блоге пойдет речь о сохранении одного из ценнейших сооружений Софии – здании Бурсы (на схеме она обозначена №5), о котором Вадима Кириленко в комментариях под его постом спрашивают другие пользователи Фейсбука.

Сразу же отметим, что, к сожалению, сохранение памятников архитектуры, кварталов и комплексов старинной застройки, красоты киевских природных ландшафтов не входит в приоритеты местной и центральной властей Украины. Все их усилия направлены на удовлетворение желаний застройщиков использовать киевские исторические территории в коммерческих целях.

Единственное, что заставляет как-то задуматься чиновников при принятии решений о новом строительстве, это наличие буферных зон вокруг памятников, включенных в Список объектов всемирного значения ЮНЕСКО, чтобы избежать позора для страны.

В Киеве это София Киевская и Киево-Печерская лавра. Но и в этом случае чиновники не очень усердны. Об этом говорят негативные решения, принимаемые по украинским памятникам Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

7 июля вышла короткая публикация на сайте «Наш Киев»: «В ЮНЕСКО определили, что больше всего вредит Софии Киевской».  В ней говорится о том, что Комитет отметил общее удовлетворительное состояние объекта, но одновременно отмечается угроза визуальной, а вместе с ней выдающейся универсальной ценности сооружений.

Я уже писала о поддержанном еще в 2002 г. киевскими чиновниками строительстве фитнес-центра вплотную к софийскому комплексу («Ради кого Украина рискует Софией Киевской?»), который представляет опасность для памятника всемирного значения. В статье я упоминала о пострадавшем при строительстве здании Бурсы. Но в ней все внимание было сосредоточено на опасности фитнес-центра для комплекса сооружений Софии Киевской.

Позже из слов гендиректора НЗ «София Киевская» Нелли Куковальской мне стало известно о том, что в настоящее время здание Бурсы находится уже в аварийном состоянии(сработали многие факторы, в том числе невозможность проведения капитальных ремонтов).

Борьба за сохранение этого здания ведется заповедником уже давно. Его гендиректор показала мне переписку с госорганами, датированную еще 2009 г. Понятно, что за 8 лет эксплуатации здания состояние его могло только ухудшиться, (последний ремонт-реставрация производились в 1971-1975 гг). Есть и свежие документы. После возвращения на должность гендиректора заповедника Н.Куковальская в 2016 г. поручила комиссии из специалистов заповедника оценить техническое состояние Бурсы. 22 марта 2016 г. был составлен и подписан семью сотрудниками «Акт обстеження технічного стану пам’ятки архітектури Бурси, XVIII ст.», которым зафиксировано неудовлетворительное состояние памятника. Кроме того, был приглашен независимый эксперт А.Бондаренко по обследованию зданий и сооружений, имеющий лицензию на проведение таких работ, который подтвердил выводы комиссии от НЦ «София Киевская».

Проблема состоит в том, что в здании уже 50 лет (с 1967 г.) располагается Центральный государственный архив – музей литературы и искусства Украины. Архив – музей уникальный, он имеет огромное хранилище и 11 мемориальных комнат выдающихся украинцев.  Но, как у нас повелось, о таких учреждениях не очень заботятся (выгоды для чиновников никакой, одни убытки).

Новое здание для архива – музея начали строить лет 5 назад, и до сих пор строительство не завершено.
Между тем, Нелли Куковальская, начиная с августа 2015 г., заботясь о сохранении Бурсы, обращается в госструктуры, от которых зависит решение проблемы:  Фонд госимущества, Минкультуры и Минфинансов с просьбой разорвать договор аренды с архивом-музеем, предоставить им другое подходящее помещение и дать возможность заповеднику привести памятник в надлежащее состояние.

«Прижатые к стенке» госструктуры вынуждены реагировать, и сегодня архиву-музею предлагают не подходящие для него помещения в промзонах на окраинах города. И выселить их собираются в этом году – договор аренды с Фондом госимущества заканчивается в сентябре. Но остается вопрос, куда? Такие архивы – музеи должны располагаться в историческом центре. Поэтому первая мысль, которая мне пришла в голову: а почему бы не предоставить архиву-музею здание пустующего памятника архитектуры, таких в Киеве «пропадает» очень много, т.н. «собственники» безнаказанно десятилетиями доводят их до разрушения. Почему бы один из памятников не вернуть в коммунальную или госсобственность, отреставрировать и предоставить такому важному для Украины архиву – музею?! Но, понимаю, это не будет сделано – во власти сегодня люди, дружащие, а может быть, и являющиеся этими самыми «собственниками» – им в голову приходят только промзоны на окраине Киева.

Конечно, как-то решат проблему, не в ущерб себе, подозреваю.  Жаль архив – музей. Но и здание Бурсы требует срочного ремонта и реставрации. Фотографии разрушений фрагментов здания приведены в конце статьи.

БУРСА – здание уникальной ценности

Вернемся к проблеме спасения здания Бурсы. Об этом я решила поговорить с искусствоведом М.Дегтяревым – автором исследований истории и архитектуры Бурсы перед ее последней реставрацией в 1971-1975 гг. Главным архитектором проекта реставрации в то время была Валентина Ивановна Корнеева (ее уже нет с нами). Оба они работали в институте УкрНИИпроектреставрация (Украинский государственный научно-исследовательский и проектный институт “УкрНИИпроектреставрация”), который создавался советской властью с 1951 г. вначале как научно-производственная мастерская, затем, с 1980 г – как институт Укрпроектреставрация, с 2001 г. – УкрНИИпроектреставрация и за свою, почти 40-летнюю историю создал известную в Европе и России украинскую школу реставрации.
О разгроме реставрационной отрасли Украины мы поговорим позже.

М.Дегтярев 30 лет проработал в институте рядом с В.Корнеевой – занимался расследованиями памятников. Является автором (соавтором) трех книг о выдающихся киевских памятниках архитектуры: « «Андріївська церква»(1999), «Михайлівський Золотоверхий монастир» (1997), «Подільські храми Києва» (2003). В.Корнеевой созданы проекты реставрации киевских церквей – Кирилловской, Андреевской, Мыколы Притиска, ансамбля Фроловского монастыря, ряда сооружений Киево-Печерской лавры, в Харькове – Покровского и Успенского соборов, парка «Александрия» в г.Белая Церковь, Дом А.Чехова в Ялте и др. И, конечно, проект реставрации Бурсы Софийского монастыря.

Михаил Георгиевич, что это за памятник – бурса Софийского монастыря, какова его ценность для киевлян, украинцев?

Сразу скажу, что это здание имеет очень высокую ценность. Уже в начале XVIII в. при митрополите Киевском Варлааме Вонатовиче, на территории Софийского монастыря, пострадавшего от очередного пожара, вместо сгоревших зданий, начинают строиться каменные, и ко второй половине XVIII в. ансамбль монастыря окончательно сложился в том виде, в котором дошел до наших дней. Среди сооружений ансамбля, протяженный (около 108 м) двухэтажный корпус бывших монастырских келий, расположенный в глубине территории и замыкающий ансамбль с севера, обращает на себя внимание.

Разработка проекта и строительство здания были поручены Михаилу Иорасову и Филипу Папову – ученикам известного в Киеве архитектора И.Ф.Мичурина. Оба принимали участие также в строительстве Андреевской церкви, Мариинского дворца и др. киевских сооружений. Здание строилось с 1763 по 1767 гг. В первоначальном виде и в качестве келий оно использовалось до 1786 г.(кстати, часть средств на его строительство была собрана среди казаков Запорожской сечи). Затем в нем располагались митрополичьи покои. А с 1837 г. его приспосабливают под духовное училище – бурсу.

Некоторые изменения в его планировку и облик были внесены губернским архитектором А.Меленским. Под названием Бурса оно сохранилось до сих пор. К наиболее значительным переделкам можно отнести выполненную в начале 1870 г. большую пристройку к северному фасаду для увеличения размеров помещений.
В 1921 г. в здании расположили Государственный исторический архив Украины. К середине ХХ в. многочисленные перестройки привели к утрате системы внутренней планировки и ряда первоначальных элементов. С 1967 г. здание занял первый в СССР Государственный архив-музей литературы и искусства, и проведенная в 1971-75 гг. реставрация старой Бурсы в проекте приспособления учитывала потребности этой организации.

Насколько сложно было собрать материалы для выполнения проекта реставрации?

Мало кто сегодня понимает, что профессиональная разработка проекта реставрации старинного здания или сооружения и его реализация требуют больших усилий «узких» специалистов – архитекторов, конструкторов, технологов и строителей в том числе. Лично мне пришлось искать материалы в библиотеках и архивах Киева, Москвы, Ленинграда. Были проведены натурные исследования (выполнено свыше 200 зондажей и десяти шурфов), которые позволили установить первоначальную планировочную структуру и объем памятника, а архивные исследования определили этапы его исторической трансформации. Эти исследования показали, что данное сооружение по планировочным решениям совершенно уникально, и наследует принципы жилого здания украинского камерного типа.

Еще один важный момент. Археологическими исследованиями установлено, что в древности по этой части территории проходил овраг, в последствие засыпанный. Но еще в середине XVIII в. северная часть монастыря имела пересеченный рельеф, поэтому архитекторам (М. Иорасову и Ф. Папову) пришлось фундаменты под стены Бурсы выполнить уступами. Наибольшая глубина фундаментов в восточной части 5 метров. Это явилось еще одной причиной того, что здание серьезно пострадало при строительстве фитнес-центра «Софиевский» – особенности рельефа (засыпка оврага) и ступенчатые фундаменты сыграли свою роль. А рядом – глубокий котлован с огромными сваями! Я тогда (в 2002 г.) пытался говорить на эту тему с работниками Управления охраны культурного наследия КГГА, но  бесполезно.

Можно ли будет использовать проект реставрации здания, разработанный В.Корнеевой?

У меня нет уверенности в том, что он сохранился. Институт несколько раз переезжал, а архивы «любят покой». Свои материалы мне удалось сохранить. То, что произошло с институтом и корпорацией «Укрреставрация», – это катастрофа для реставрационной отрасли в целом. Она (корпорация) почти уничтожена. И если при городском голове А.Омельченко было достаточно много сделано, в основном, для воссоздания памятников (Михайловский Златоверхий собор, Успенский собор Киево-Печерской лавры, церковь Рождества Христова на Почтовой площади в Киеве), то после него у власти не было желания реставрировать памятники архитектуры. Правда, Омельченко отличился и другим – при нем в Киеве снесли памятник советской архитектуры – Сенной рынок.

Я считаю преступлениями ликвидацию корпорации «Укрреставрация» и практически ликвидацию института «УкрНИИпроектреставрация». Первая имела очень хорошую специализированную строительную базу, второй – профессиональных специалистов по проектированию. Но.. не было заказов, а затем, в 2012 г. произошло непоправимое – в Гостином дворе между корпорацией и мошенниками от клана Януковича произошла договоренность – не знаю как, но название корпорации Укрреставрация (только ПАО) присвоили себе люди, не имеющие ничего общего с этим видом деятельности, просто для того, чтобы захватить здание Гостиного двора. Институт был выселен в неподходящие для него помещения. В Гостином дворе был устроен пожар, в котором погибло много архивных материалов института. Была уничтожена школа реставрации, остались единицы, которые как-то еще держатся в этой сфере. Но я надеюсь, что подходящий для разработки проекта реставрации здания Бурсы специалист еще найдется.

 

Трещины-в-стенах-768x576

Состояние-пилона-768x576

Внутри-помещений-768x576

Ирина Карманова, для “Ні корупції!”